Пятница, 19.04.2024, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
"Средняя общеобразовательная школа №27"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разговор с психологом

Альтернативный подход к вопросу эмоциональной стабильности

УДК: 159.942.5

 

Альтернативный подход к вопросу эмоциональной стабильности

 

педагог - психолог

Батурин Андрей Леонидович 213a@mail.ru

 

 

The article presents a brief overview on the issue of emotions and affects. The theoretical aspect of their importance and of their interaction. The role of emotions in modern human life. Is an alternative small daily set of rules for the stabilization of the emotional - volitional sphere of personality. Provides a definition of engrams and its relationship with the mental processes of personality.

 

В статье дан краткий обзор по вопросу эмоций и аффектов, определены теоретический аспект их значимости и их взаимодействия, а также роль эмоций в современной жизнедеятельности человека. Приведен альтернативный вариант малого ежедневного свода правил для стабилизации эмоционально — волевой сферы личности. Приведено определение энграммы и его взаимосвязь с психическими процессами личности.

 

Keywords: emotions, affect, engram

Ключевые слова: эмоции, аффект, энграмма

           

            Вопрос самоконтроля или контроля над своими эмоциями уходит своими корнями к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Представления их состоят в следующем: а) человек, прежде всего, и в наибольшей степени — существо рациональное; б) рациональное начало полезно, благодатно для человека, эмоциональное вредит и мешает ему; в) разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций.

            Со временем эмоции стали классифицировать (Н. Грот, В. Вундт, А. Леонтьев, Б. Додонов), разделять на элементарные и составные.

            В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться  аффекты (речь идет о так называемых физиологических аффектах). Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По В. Витвицки, аффект — это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта как вида эмоциональных явлений (Куттер, 1998) и при классификации этих явлений, его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями (что нашло отражение во многих учебниках по психологии). А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, пишет, что «первые воспринимаются субъектом как состояния моего "Я", вторые -- как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект» (1984), при этом остается неясным, как различить состояние своего "Я" и состояние, происходящее «во мне».

            Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А.Н. Леонтьев вслед за Э. Клапаредом выделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Соглашаясь с последним утверждением, все-таки представляется, что отделение аффекта от «собственно эмоций» с точки зрения выделения видов эмоциональных явлений не оправдано. Эмоции и аффект также разделяются А.Ш. Тхостовым и И.Г. Колымба (1998). С их точки зрения оба этих эмоциональных феномена представляют крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое (непроизвольное), зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоции. В аффекте феноменологические и вегетативные проявления недоступны интроспективному расчленению, не образуют временного зазора, непосредственны и неуправляемы. Противоположный полюс -- целостная зрелая эмоция, доступная опосредствованной регуляции, рефлексии и всегда предметная» [2, с. 57].

            Е.П. Ильин утверждает, что нет никаких оснований рассматривать эмоцию и настоящий аффект как две разные эмоциональные реакции. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция.

            Аффект как разновидность эмоции характеризуется:

1)  быстрым возникновением;

2)  очень большой интенсивностью переживания;

3)   кратковременностью;

4)  бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

            В книге Ф. Тайсона и Р. Тайсона (1998) часть четвертая названа «аффект», а не «эмоции»; аффект определяется авторами вслед за А. Комптоном (1980) и П. Кнаппом (1987) как психическая структура, включающая мотивационные, соматические, экспрессивные, коммуникативные, эмоциональные или чувственные компоненты, а также ассоциированную идею или когнитивный компонент. Термины «чувство» и «эмоция» они оставляют соответственно для переживаемого и поведенческого аспектов аффектов. Таким образом, понимание аффекта этими авторами скорее ближе к пониманию эмоционального состояния [2, с. 58].

            Эмоции не всегда желательны, при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому.

            Контроль своей экспрессии проявляется в трех формах: «подавление» (сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний); «маскировке» (замене выражения переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, не переживаемой в данный момент); «симуляции» (выражении не переживаемых эмоций) [2, с. 277].

            В свою очередь, «подавление» своих эмоций и злоупотребление этой формой контроля своей экспрессии нередко приводит к психосоматическим заболеваниям.

            Современный взгляд на психосоматику выходит за рамки представлений о здоровье и болезни. Психосоматика – это телесное отражение душевной жизни человека, включая как телесное проявление эмоций (следствием дисбаланса которых и становятся психосоматические болезни), так и «зеркало» иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной коммуникации. В этом контексте тело представляется как своего рода экран, на который проецируются символические послания подсознания (экран, на котором все «тайное» (подсознательное) становится «явным» (сознательным) или, по крайней мере, получает потенциальную возможность стать таковым) и на котором психологические проблемы человека, его внутренние, сознательно-подсознательные конфликты находят отражение в облигатном, безусловно-обязательном порядке.

            Иначе говоря, взаимосвязь тела («сомы») и психики всегда двусторонняя. Как все соматические расстройства имеют свои психологические «корни», так и любые психологические проблемы всегда приносят психосоматические «плоды». Разница только в том, какая именно сторона внутрипсихического конфликта – душевная или соматическая – выходит на первый план, какая из них имеет более выраженные внешние проявления. И точно так же, как исцеление от телесных недугов может быть достигнуто путем проработки породивших их психологических причин, в равной степени справедливо и обратное. Через телесные проявления психологических проблем можно прямым путем, минуя лабиринты логики, дойти до глубин души человека, разгадать символические «загадки» подсознания, добраться до скрытого в них смысла [8, с. 7].

            Логично предположить, что подобные конфликты психики и тела вызваны неоднократным использованием «подавления» своих эмоции. Из этого следует, что такая форма контроля, как «подавление» своей экспрессии должна где-то  «регистрироваться» и «накапливаться». 

            Энграмма (англ. Engram) — совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека [5, с. 626]. Другими словами, энграмма -- это внутренняя энергия (память) эмоционального характера. Эмоциональная память, которая проецирует наши поступки, настроения, отношения и силу вкладываемой энергии.

            О том, как стабилизировать эмоциональную энергию в себе, пишет много авторов (Саймон Д.; Белов А.И.; Ева А. Вуд; Горбунова М.Ю.; Гоулман Д.; Грановская Р.М.; Саенко Ю.В. и др.), создано множество методов -- от самовнушения до глубокой медитации.

            Автор этой статьи предлагает альтернативный подход к решению вопросов эмоционально-волевой сферы личности. Перечислим, что нужно сделать для того, чтобы стабилизировать свои переживания.

1.      Стараться избегать слов самообмана: не могу,  умираю, я все знаю, к подобным словам относятся слова эмоциогенно напряженные, оскорбительного характера.

2.      Над любой сложной ситуацей «личного характера» имеет смысл думать в уютно- удобной обстановке не более 15 минут. Если единственно верный ответ не найден, имеет смысл больше не возвращаться к этой ситуации и не «накручивать» себя -- ответ придет неожиданно в будущем, когда в подсознание определится единственно верный ответ или ситуация разрешится сама.

3.      Чтобы узнать истину по конкретному вопросу, нужно сопоставить три ответа: первый ответ мудреца, сведущего в данной области; второй ответ человека которому веришь (предпочтительнее предку); третий ответ себя самого (своих ощущений). В итоге все три ответа должны выражать одну мысль, если истина -- не ложь.

4.      Любое дело, из которых состоит наша жизнь, вплоть до мелочей, -- затрата внутренней энергии. Опустошать собственные резервы -- обыденность. Соизмерять свои запасы со своими планами -- предусмотрительность. Осознанно копить эту энергию – мудрость.

5.      В затруднительном положении, каждую эмоцию имеет смысл оценить, классифицировать сколь сильна и вектор мотивации.

6.      Спокойный сон -- это лучший лекарь и диагност.

7.      Засыпая, выделите время (минут 15), в точение которого нужно постараться расслабиться и ни о чем не думать, задача сама выявит себя. Просыпаясь, не нужно спешить совершать, нужно настроить себя на совершение.

8.      Если день начался со стресса, имеет смысл отложить оставшиеся дела этого дня до следующего. Негативный настрой способен испортить самое созидательное начало.

9.      Не спешите делать предположения и выводы. Чем больше известных в уравнении, тем меньше неизвестных. Соответственно упрощение таким образом снижает процент надуманности.

10.  Физическое здоровье напрямую взаимосвязано с эмоциональным. Уверенность в своей физической форме придает уверенность и в эмоциональной.

            Авторство большинства из десяти пунктов правил принадлежит народному творчеству. Народная мудрость местами перефразирована для упрощения восприятия.

            Одним из первых неопровержимых доказательств того, что нежелательные эмоции могут повредить человеку, выявились случайно в ходе выполнения американской космической программы. В середине 60-х годах молодые инженеры и психологи космодрома «Мыс Кеннади», принимавшие участие в отправке астронавтов на Луну, начали погибать от сердечных приступов, наступивших с тревожащей частотой. Запои, злоупотребление наркотиками и разводы в этой группе были также на подозрительно высоком уровне. Когда люди умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, врачи обычно обращают внимание на стандартные факторы риска — высокий уровень холестерина, ожирение, диабет и курение. Эти факторы у обитателей космодрома «Мыса Кеннади» находились в пределах нормы. Кроме того, у них не обнаруживалось закупорки коронарных артерий — обычной причины смерти при сердечных приступах.

            Кое-кто в правительстве уже задумывались, не причастны ли к этому специальные службы других стран, но вскоре была обнаружена истинная причина несчастий. Из-за финансовых проблем рабочий персонал космодрома подвергся большому сокращению. Люди, еще вчера бывшие лучшими специалистами-ракетчиками, сегодня могли стать безработными.

            Несмотря на общие успехи космической программы, у связанных с ней ученых отмечался необычно высокий уровень обеспокоенности и депрессий. Возбуждение, вызванное страхом за свое будущее, приводило к массированному выделению адреналина и других субстанций, которые быстро выводили из строя сердечную мышцу. Все эти люди были в буквальном смысле слова напуганы до смерти.

            В данной статье приведено достаточное количество аргументов для обоснования альтернативного метода работы над эмоциональной сферой личности. Большинство из приведенных выше правил -- это не что иное, как «народное знание» или русские народные поговорки, которые призваны передавать опыт наших предков, то есть предупреждать и помогать нам в разрешении «новых» для нас переживаний.

            В настоящее время, когда антидепрессанты (в виде таблеток) большинством нуждающихся в них употребляются с частотой принятия витаминов в то время, как на большинство антидепрессантов требуется рецепт, подобные своды «правил» и подробная информация в целом о стрессах, депрессиях и других эмоциональных расстройствах приобретают не только актуальность, но и все возрастающую необходимость. 

           

Литература

 

1. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 783 с.

3. Малкина-Пых И.Г.  Психосоматика. М.: Эксмо, 2008. 1024 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. 848 с.

5. Мещерякова Б.Г.,  Зинченко В.П.  Большой психологический словарь. 3-е изд. СПб,  2006. 672 c.

6. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. 304 с.

7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие.     СПб.: Питер, 2006. 464 с.

8. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. 592 с.

 

 

Категория: Разговор с психологом | Добавил: WebAdmin (25.04.2013)
Просмотров: 750 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz